Ты расти, а мы поможем!
Рекомендации по воспитанию ребенка с РАС в семье
9 2021 г.
С раннего детства у ребенка с РАС отмечается сенсорная и эмоциональная сверхчувствительность. Сначала эта чувствительность приводит к состоянию возбужденности. В дальнейшем внимание ребенка становится трудно привлечь, он не реагирует на обращения. Страхи искажают, деформируют предметность восприятия окружающего мира. Отсюда стремление к сохранению неизменности окружающей обстановки.
Уважаемые родители! Необходимо помнить, что Вашему ребенку трудно адаптироваться к новой ситуации, ему легче в привычной, предсказуемой обстановке. Темп и продуктивность деятельности очень неровные, поэтому ребенок нуждается в социализации.
Вашего ребенка необходимо вывозить на экскурсии в общественные места, такие как магазин, аптека, зоопарк, парикмахерская. Экскурсии вызывают эмоционально-чувственные переживания, что важно для Вашего ребенка.
Благодаря поддержке эмоционального режима становится возможным разметка времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость, совместное переживание с ребенком прожитого и планирование предстоящего создают в совокупности временную сетку, благодаря которой каждое сильное для ребенка впечатление оказывается не заполняющим собой все его жизненное пространство и время, но находит в ней какое-то ограниченную область. Тогда легче можно пережить то, что было в прошлом, подождать того, что будет в будущем.
Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения ребенка, чем попытки его внезапной организации – когда у мамы, например, появились время и силы.
Многие аутичные дети очень любят слушать музыку, неплохо воспринимают и понимают её, но не могут выполнять простые танцевальные движения, так как такие дети испытывают огромные трудности на всех уровнях организации моторного действия: нарушение тонуса, ритма, координации движения, распределения их в пространстве. Поэтому Вашему ребенку, возможно, будет полезна специальная индивидуальная программа физического и музыкального развития, сочетающая приёмы работы в свободной, игровой и чётко структурированной форме.
Полезны занятия спортом, так как ребенок получает возможность усложнить своё понимание смысла происходящего, научиться понимать, что такое проигрыш, выигрыш, адекватно их переживать, учится взаимодействовать с другими детьми.
Очень важными для ребенка являются занятия по ознакомлению с детской художественной литературой. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах, сказках, рассказах художественных образов людей, логики их жизни, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, важно для социализации ребёнка, его эмоциональной стабилизации.
От ребенка невозможно ожидать быстрого результата. Он длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может и через год – два. Помните, что ребенок легко пресыщается даже приятными впечатлениями, часто действительно не может ждать обещанного, беспомощен в ситуации выбора. Это не должно Вас пугать.
Материал подготовлен учителем-дефектологом ГБУ "РЦДПОВ г.Арзамаса" В.В. Тузовой