РАС-инфо

Учим общаться ребенка с РАС

17 2020 г.

      Многие дети с расстройствами аутистического спектра не используют речь, чтобы сообщить о своих потребностях и желаниях. Однако при этом не говорящие дети демонстрируют другие виды коммуникации – например, они показывают пальцем на интересующий их предмет или тянут за собой родителя к предмету, который хотят получить.

    Вне зависимости от того, как развиты языковые навыки ребенка, важно определить, что приемлемо для вашего ребенка, что для него сложно и на что он реагирует. Вот три быстрых и простых совета, которые помогут вам узнать больше о своем ребенке и облегчат коммуникацию с ним.

    1.Идентификация.

Первый шаг для родителей – это идентифицировать мотивы, движущие вашим ребенком. Что ему нравится? На какие объекты он реагирует? Никто не знает вашего ребенка лучше вас самих. Определить, какие занятия и предметы он любит больше других – это ключевой фактор в обучении его навыкам коммуникации.
Для этого разместите в пределах досягаемости ребенка несколько предметов, и наблюдайте за тем, что он возьмет первым, и с чем будет играть дольше всего. Если вы проведете несколько таких оценок с разными предметами, у вас получится целый список объектов и занятий, которые любит ваш ребенок

   2.Мотивация.

Многие родители падают духом, и это можно понять.

Однако, если ребенок осознает, что результатом акта общения будет выполнение его желаний и удовлетворение потребностей, то у него появляется мотивация самому начинать коммуникацию, просить о чем-то и постоянно пополнять свой словарный запас. Таким образом, первыми словами, которые вы можете ожидать от ребенка, должны быть названия тех предметов и занятий, которые он любит. Учите его тому, что совпадает с его собственной мотивацией, а не тому, чего хочется вам самим.

    3.Поощрение.

Когда родители идентифицировали предметы и занятия, мотивирующие вашего ребёнка, стратегия развития навыков коммуникации становится простой: повторение и поощрение. Будьте готовы отвечать на правильную коммуникацию соответствующим поощрением. Например, если ваш ребенок начал просить вас: «книжка», «мяч» и «пластилин», эти три предмета должны быть всегда доступны – и это побуждает ребенка использовать эти слова всегда. Можно сказать, что вы объясняете ребенку, зачем нужен язык.

Это может оказаться самым сложным для выполнения, и потребовать о вас немало усилий по организации и планированию. Вам может потребоваться разместить в каждом месте, где играет ваш ребенок, его любимые предметы, и обучить всех общающихся с ним взрослых, чего и как требовать от ребенка, когда он просит о чем-то. Однако эти усилия не пропадут даром, а реализуются в лучших коммуникативных навыках вашего маленького ученика.

Будучи взрослыми, мы часто недооцениваем, насколько сложным процессом является вербальная коммуникация, и каких комплексных усилий она требует. Детям, которые только осваивают азы общения, необходимо очень упрощенное обучение, чтобы развить умение говорить.

Используйте предложенную трехступенчатую схему:

1.Определите стимул.

2.Применяйте его для мотивации.

3.Поощряйте ребенка за использование языка.

И вы шаг за шагом продвинетесь к полноценному общению!

Материал подготовлен педагогом-психологом ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса" О.Л. Малицкой, учителем-дефектологом ГБУ "РЦДПОВ г.Арзамаса" В.В. Тузовой

Новый сайт учреждения: http://rcdpov-arz.soc52.ru

Адрес: 607223, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Ступина, дом 51А

Телефоны: (83147) 7-13-42, (83147) 7-22-60

Эл.почта: rcdpov@soc.arz.nnov.ru

График работы: пн-пт 8:00 - 17:00, обед 12:00 - 13:00; стационарное отделение - круглосуточно

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International

© 2012 - 2021 Все права защищены. ГБУ «ГБУ «РЦДПОВ г. Арзамаса»».