Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?

РАС-инфо

Давай поиграем! (сенсорные игры)

22 2020 г.

  Дети с расстройством аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира в отличие от других детей. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, нежели их сенсорные свойства. Сенсорными условно называются игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения.

Ощущения могут быть самыми разнообразными:  зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);  слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);  тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла, различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шары и кубики, соприкосновения и объятия с другим человеком); двигательные (ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы);  обонятельные (ребенок вдыхает и учиться различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);  вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания и блюда).

Цель проведения сенсорных игр:

 1 .Переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.

 2. Возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка.

 3. Получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представления об окружающем мире.

4. Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что дает новые представления о социальных связях.

Виды сенсорных игр:

 1. Игра с красками: «цветная вода» - для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; поэтапно проводим действия: размешивание красок в воде, рисование на мокром листе; игра в дом - красная краска - томатный сок, белая - молоко, коричневая - кофе и т.д.

 2. Игра с водой: переливание, брызгание - посещение бассейна, реки; бросать камешки в воду; «плывут по морю корабли»; купание кукол, мытье посуды. 3. Игры с мыльными пузырями: дуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку - вертушку, через трубочку в стакан; затем игра с мыльными пузырями.

4. Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, движения с фонариком в руках.

5. Игры со льдом: «тает льдинка» - в стеклянный стакан налейте горячую воду, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает; «разноцветный лед» - приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски; «ледяные фигуры» - замораживайте воду в 23 различных формочках; зимой на прогулке обратите внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки.

6. Игры с крупами: прячем руки в крупе; пересыпаем крупу; сделаем «дождь» или «град»; покормим птичек на улице крупой; сварим кашу.

7. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной): мнем, отщипываем, надавливаем, размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем кусочки, создание пластилиновой картинки - размазывает различные цвета пластилина по картону: зеленая трава, красные ягоды, жѐлтое солнышко и т.д.

8. Игры со звуком: послушаем звуки - скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колес поезда; постучим, погремим сами, при этом используем свистульки, барабан, бубен, дудочку, гармошку, пианино.

9. Игры с ритмами: хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихов, пение детских песен.

 

Материал подготовлен учителем-дефектологом ГБУ "РЦДПОВ г.Арзамаса" В.В. Тузовой

Домашний микрореабилитационный центр
Новый сайт учреждения: http://rcdpov-arz.soc52.ru

Адрес: 607223, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Ступина, дом 51А

Телефоны: (83147) 7-13-42, (83147) 7-22-60

Эл.почта: rcdpov@soc.arz.nnov.ru

График работы: пн-пт 8:00 - 17:00, обед 12:00 - 13:00

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International

© 2012 - 2024 Все права защищены. ГБУ «ГБУ «РЦДПОВ г.о.г. Арзамас»».