РАС-инфо
Как научить ребенка с аутизмом зрительному контакту
16 2020 г.
Общение необходимо каждому человеку. Чтобы в сравнительно короткий срок научить ребенка с РАС смотреть в глаза, необходимо забыть о простых побуждающих фразах вроде «смотри мне в глаза» и других подобных требованиях. Так же нельзя касаться его лица и поворачивать его голову, чтобы заставить встретиться взглядом. Если родители или педагог будет использовать грубые методы, то доброе отношение ребенка к взрослым будет безнадежно потеряно, возникнет повышение тревожности.
Лучший способ наладить глазной контакт при аутизме у детей – дружеское приглашение, вовлечение в игру или совместную деятельность.
Вот несколько способов вовлечь ребенка в совместную зрительную коммуникацию:
1. Будьте на одном уровне. Вам будет легче играть и разговаривать, если вы сядете так, чтобы быть с ребенком на одном уровне.
2. Говорите. Ребенок не может говорить, и понимает не всё, но важно продолжать рассказывать ему о том, что происходит вокруг.
3. Старайтесь удерживать зрительный контакт. «Я приклеиваю стикеры на лоб, чтобы мой сын их увидел. Это напоминает ему о том, что надо смотреть в лицо человеку, чтобы люди лучше поняли, что он с ними контактирует».
4. Помните, что всё имеет смысл, просто он не всегда очевиден. Мы воспринимаем каждый невербальный намек как акт коммуникации, и стараемся понять, что именно ребенок пытается сказать.
5. Используйте зеркала. Если человеку, которому вы помогаете, сложно установить зрительный контакт, попробуйте использовать зеркало. Возможно, ему будет легче посмотреть на вас с его помощью.
6. Попробуйте использовать простой выбор. «Ты хочешь ЭТО или вот ЭТО?»
Когда вы общаетесь с ребенком, «ты хочешь Х?» (показывая рукой на одну точку) или «ты хочешь У?» (показывая рукой на другую точку). Затем он всегда выбирает одну из двух точек. Мы используем такой прием и для общения, а не только для ситуаций, где надо сделать выбор.
7. Постарайтесь посмотреть на привычные вещи другими глазами. Дайте вашему ребенку возможность самовыражаться. Танец ли, музыка, рисование, живопись – неважно, пусть он возиться с тканями, бьет в барабан, трясет маракас – присоединяйтесь к нему. Не бойтесь лечь с ним рядом на ковер, и увидеть мир с его точки зрения.
8. Помните, что зрительный контакт – не самоцель.
9. Используйте игрушки, домашних питомцев или песни. Часто дети с расстройствами аутистического спектра не общаются с другими людьми, и не смотрят им в глаза. Однако они могут общаться и делают это – часто на вербальном уровне – с куклами или домашними питомцами. Некоторые малоговорящие дети с удовольствием поют. Даже малоговорящие дети иногда могут очень хорошо петь. Используйте эти особенности для взаимодействия с ними.
10. Придумывайте «социальные истории. Я создаю свои собственные «социальные истории», используя рисунки сына и просто цветные картинки. Множество картинок с разными предметами можно найти в Microsoft Office, и потом из них легко составить подходящую вам «социальную историю».
11. Делайте карточки с текстом и картинкой. Сделайте фотографии любимых игрушек, членов семьи, предметов, например, кружки, печенья, др. Для начала выберите самые мотивирующие из них. Распечатайте и обрежьте до размера открытки. Выкладывайте не больше 3 картинок одновременно и просите ребенка выбрать из них одну. Пусть он или укажет на нее, или коснется. Также будет полезно на обороте фото поставить соответствующий знак, отсылающий к другим фото.
12. Используйте предметы-символы. Предметы-отсылки (символы) очень помогают людям с серьезными проблемами в обучении или другими сенсорными нарушениями понимать окружающий мир. Используйте предмет для обозначения действия, которое вы собираетесь совершить, например, вилку — для обозначения ужина, полотенце — для купания.
13. Сделайте «Паспорт общения». «Паспорт общения» – документ на одну страничку, который ребенок всегда носит с собой. Он информирует окружающих о том, как общаться с ребенком, как ему помочь и что сделать для того, чтобы поддержать.
14. Используйте специальные книги по общению и диаграммы. Некоторые дети могут научиться делать выбор, показывая на символ или слово в специальной книжке или на диаграмме. Они могут указать кулаком или пальцем, показать взглядом или обозначить кивком головы.
Материал подготовлен учителем-дефектологом ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса" В.В. Тузовой