Новости  

Советы маме: как самостоятельно помочь ребенку с аутизмом

28 апреля 2020 г.

Как начать  домашнюю терапию для своего ребенка с РАС.

В условиях самоизоляции трудно обойтись без помощи  коррекционного педагога или психолога по развитию ребенка с РАС.

С чего начать? Ваш ребенок  не говорит, не играет, не общается, не понимает обращенную речь, не удерживает внимание, не имитирует, не ходит на горшок, не обслуживает себя, не интересуется окружающим миром, не замечает других детей?

Впереди еще много работы и долгий путь, многому еще нужно научиться и научить. Хочется поделиться опытом с теми, кто в самом начале пути (в надежде, что наш опыт будет полезен).

Итак, вот основные пункты:

1) Начиная домашнюю терапию, важно определить приоритеты: какие навыки развивать в первую очередь. Основная цель была определена так: развивать навыки коммуникации и интерес к общению и обучению через игру.  В любую деятельность можно привнести элемент игры, так что остаётся только развить и закрепить привычку следовать принципу игровой терапии.

2) Ведите отчетность: сколько раз позанимались за день, сколько времени посвятили занятиям, как прошли занятия. Дело в том, что часто будет казаться, что, несмотря на все старания, ничего не достигнуто. И тогда собственные усилия могут показаться тщетными и ненужными, опускаются руки, и нет желания заниматься. Подумайте о стратегиях, которые позволят избежать обесценивания Вашей работы (а это серьезная и важная работа!). Из практики: в начале, потратив полдня на безуспешные попытки поиграть с ребенком,  будет ощущение полного  фиаско, так как  дети часто почти не реагируют на  действия взрослого.  Станет  намного легче, когда введете ограничение по времени (1 занятие длится 20 минут) и описание каждой  деятельности (как реагировал ребенок, во что пытались играть). После игровой сессии обязательно выделяйте время на восстановление и перерыв для себя на 15 минут.  Можно придерживаться  - 6-7 сессий в течение дня. Важно вести записи и отмечать прогресс.

3) Найдите то, что вдохновляет Вас: заведите  папку с историями об успехах в абилитации других детей с РАС. Чтение этого материала придает  сил и уверенности, что мы движемся в правильном направлении.

4) Максимально разгрузите себя в бытовых вопросах. Например, готовить все ужины в выходной день, пока ребенок с папой. В течение недели останется  только разморозить. Освободите пространство и организуйте  его так, чтобы было легко и быстро прибраться: диван из кожзама, который легко отмыть, минимум мебели, несколько выдвижных ящиков, куда можно быстро убрать игрушки.

5) Важно также сделать пространство квартиры безопасным: детские замки на двери комнат, а также замки на выдвижные ящики, низкие диваны и кровати, столы и тумбы с закругленными углами и много пространства для ребенка, где побегать, трамплин, на котором безопасно прыгать и т.д.

6) Определите какой Вы родитель: соответствует ли Вашему характеру больше свободная и творческая игра или же, все-таки, Вам важнее структура и последовательность с четкими инструкциями и отчетностью, легче подстроиться под ребенка, следовать за ним и его интересом, ставить игровые задачи и обучать в ходе взаимодействия. В этом случае не нужно преодолевать сопротивление, но необходимо выбирать гибкие цели и уметь придумывать на ходу.

7) Неприятные для Вас занятия перепоручите кому-то (мужу, бабушке) или планируйте их непосредственно перед получением помощи: перед приходом мужа, бабушки, няни (когда Вы знаете, что после занятия можно точно вручить ребенка другому человеку и пойти выпустить пар, отдышаться, отдохнуть).

8) Определите, что Вам делать приятно или хотя бы не сложно вместе с ребенком. В первую очередь, создайте список совместных занятий, которые будете выполнять без особых усилий с Вашей стороны, когда на что-то сложное нет сил.

9) Обязательно чередуйте разные виды деятельности. Через каждые 15-20 минут меняйте занятие, место, вид активности. Разнообразие помогает поддерживать интерес и хорошее настроение. Одной из первых программ обучения для ребенка можно выбрать программу предупреждения о смене занятия (поскольку у многих детей есть проблемы с переходом от одной деятельности к другой).

10) Старайтесь соблюдать режим дня. Будут такие дни, когда ничего соблюдать не хочется и не получится. Это нормально.

11) Определите безопасное место и занятие для ребенка. Просмотр видео в своей комнате, например. Когда накроет волна сильных эмоций и усталости (а накроет обязательно и не раз), лучше иметь план действий: что успокоит и наполнит энергией Вас и чем можно занять ребенка, пока Вы восстанавливаете силы.

12) Обязательно организуйте время, когда за ребенком смотрит кто-то другой, а Вы можете отдохнуть (не читая об аутизме, не думая о нем, а занявшись чем-то еще интересным, если это возможно).

13) Очень важно определить стратегии, позволяющие избежать выгорания: хобби, общение с подругами на темы, не связанные с аутизмом, помощь психолога, свободные часы вне дома, вдали от ребенка и т.д.

14) Постарайтесь создать свою команду поддержки: таких же родителей, с которыми можно поделиться чувствами, спросить совета или просто о чем-то поговорить, пообщаться в принимающей и дружелюбной атмосфере.

15) Пусть терапия постепенно перестанет быть терапией, а станет просто образом жизни, к которому привыкли Вы и Ваш ребенок, к которому подстроились и научились находить в нем что-то интересное и приятное для Вас. Ведь, как писал Моше  Фельденкрайз: «Невозможное становится возможным только тогда, когда вам это делать удобно и комфортно».

Вариант занятия с ребенком: указательный жест - это первый коммуникативный жест. То есть это жест, направленный к другим людям, это способ диалога и коммуникации на невербальном уровне! 

Как формировать указательный жест:

- создавать ситуации, в которых ребёнок будет показывать пальчиком то, что ему хочется взять. Подносим нужный предмет к ребёнку (или наоборот) на расстоянии чуть превышающем расстояние вытянутой руки ребёнка. Ребёнок протягивает руку, мама в этот момент формирует из его пальчиков указательный жест и произносит: ВОТ, ЭТО, ХОЧУ! И отдаёт ребёнку предмет!!! Так делать постоянно и регулярно!!!! 
- учим ребёнка работать указательным пальцем (рисуем на песке, давим пластилин, аппликации, пальчиковые краски).

- делаем помощницу-перчатку, у которой отрезаем все пальцы и зашиваем все дырочки, кроме указательной. Работаем в такой перчатке с картинками в книжке, с пальчиковым театром и т.д. Такую же перчатку мама может сделать для себя. Чтобы было веселее.

          Следующий вариант занятия с ребенком: войти в поле действий ребёнка. Не вести его за собой, а проникнуть в его круг. Как бы невзначай, чтобы было не особо заметно. 

- Ребёнок видит батут (можно использовать диван или др.), залезает на него и начинает прыгать. Монотонно, без надежды на какое-либо взаимодействие. Что делаем? Начинаем давать ребёнку мячики. Вкладываем ему в руку. Ребенок, скорее всего этот мяч сразу кинет. Наша задача - негромко, но твёрдо сказать: БРОСАЙ! Затем ещё мячиков 5-6. Зачем? Во-первых,  это уже взаимодействие. Во-вторых, ребёнок как бы выполняет вашу инструкцию!!! Неважно, что это его собственное желание. Вы сразу даёте ребёнку понять, по чьим правилам идёт игра.
Ещё вариант:

-  ходьба по дорожке из ступенек (икеа) или по самодельному коврику  (подойдут ячейки от яиц) и сопровождение-топ-топ,                                              - катание массажным мячиком по телу ребёнка, с называнием частей тела,                                              - берем  кнопку-звонок или большие звуковые кнопки и помогаем ребёнку нажимать на них. Комментируем: жми!

Смысл всех первых занятий - показать ребёнку, что вы здесь, с ним. Показать большое количество разнообразных игрушек и способов манипуляции с ними, начать работу по контролю и самоконтролю.

Адрес: 607223, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Ступина, дом 51А

Телефоны: (83147) 7-13-42, (83147) 7-22-60

Эл.почта: rcdpov@soc.arz.nnov.ru

График работы: пн-пт 8:00 - 17:00, обед 12:00 - 13:00; стационарное отделение - круглосуточно

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International

© 2012 - 2020 Все права защищены. ГБУ «ГБУ «РЦДПОВ г. Арзамаса»».